Microsoft — корпорация зла

Трудно представить себе корпорацию, сделавшую больше зла, чем Microsoft. Их операционная система уже с версии Vista (если не раньше) перестала выполнять задачи, возложенные на неё. Вместо просто работающей операционной системы, которой может пользоваться каждая домохозяйка и каждая бабушка, мы получаем забагованное и лагающее жирное нечто, использующее большую часть ресурсов на шпионские алгоритмы и навязанные пользователю продукты вроде OneDrive, Bing и Copilot. Start Menu — теперь это ReactJS-приложение. Зачем? Никто не знает. Windows 11 ставит перед пользователем невыполнимые системные требования: пользователь вынужден мигрировать на другую ОС либо оставаться на небезопасной старой версии.

Но проблемой Windows, конечно, является не то, что это плохой продукт. Проблемой, конечно же, является навязанность. Microsoft уже давно вносит изменения в то, как на низком уровне собираются ноутбуки, попадающие на полки магазинов. Началось это, конечно же, с UEFI и Secure Boot. Но этим дело не ограничивается — Microsoft продолжает усложнять возможность изменить ОС на купленном вами компьютере.

Слышали когда-нибудь про Microsoft Tax? Это наценка на ноутбуки с предустановленной Windows. Каждый из вас платил этот «налог», хотел он этого или нет. Единственный способ не делать этого — собирать собственный компьютер. И то это не всегда поможет. Большинство компаний не разрабатывают софт для операционных систем, помимо Windows. Они делают это осознанно и намеренно: не потому что они не могут поддерживать свои программы на Linux, не потому что это не принесёт им пользователей (я искренне считаю, что процент пользователей Linux сильно занижен), а просто из принципа.

Форматы Microsoft Office до сих пор используются значительным количеством компаний и организаций, несмотря на то, что есть огромное количество более открытых альтернатив. Любое влияние Microsoft отвратительно, даже когда компания разрабатывает открытый (хотя чаще полуоткрытый) продукт. Например, VS Code — это один из наиболее используемых редакторов, но это отвратительный кусок софта, как и всё, что делает Microsoft. Microsoft Teams был навязан мне в бакалавриате в 2020–2021, когда все учились на удалёнке — это был худший метод видеокоммуникации из возможных. Я уверен, что без подкупа здесь не обошлось. Я не использую TypeScript принципиально из-за того, что он заляпан влиянием Microsoft.

Это был пост заслуженного хейта к Microsoft.

Январь 13, 2026

Монополия YouTube — проблема для человечества

У мирового сообщества есть проблема. 99.999...% всех видео, загружаемых в интернет, попадают на YouTube. Можно кривить душой и говорить, что часть из них публикуется в TikTok, часть из них попадает в социальные сети вроде Facebook, Ex-Twitter, ВКонтакте у россиян, Telegram и так далее. Но это явно лишь малая часть всего, что загружается в интернет и уже загружено на момент 2026 года. Множество лекций и полезных гайдов, громадный пласт человеческих знаний находится именно на YouTube. Падение YouTube затмевает пожар в Александрийской библиотеке. Всё настолько плохо.

И это проблема. Не только потому, что в случае краха YouTube мы потеряем все или многие видео на нём. Возможно, мы уже теряем значительную часть видео. Ничто не мешает YouTube просто взять и начать удалять видео, которые никто не смотрит, чтобы сэкономить миллионы гигабайт. Возможно, YouTube просто изменит свою политику. YouTube не пропускает значительную часть контента и навязывает собственные правила на своей платформе. Миллионы креаторов вынуждены считаться с ними, если они собираются продолжать публиковать видео на их сайте. Это цензура. Возможно, она не была бы столь большой проблемой, если бы не значение YouTube для общества, если бы YouTube не был доминирующей площадкой для хостинга видеоконтента. Многие решения, которые принимает Google, активно мешают пользоваться их платформой: подмена поиска рекомендациями, отключение дизлайков и, из недавнего, отключение возможности искать видео в порядке новизны.

Решение есть. Я призываю всех, прочитавших этот текст, публиковать свои видео на другие площадки, а в идеале — создавать собственные сайты и площадки для распространения и загрузки видеоконтента в облако. Много маленьких конкурирующих между собой цензурирующих агентов значительно предпочтительнее, чем один гигантский на всю планету. Я критически настроен по отношению к Игорю Линку как к автору, но сайт, который он сделал для публикации контента, должен стать примером для остальных авторов. На данный момент не существует легальной сущности или человека, обладающего теми же мощностями и тем же объемом хранилищ, каким обладает Google. Никто не может обеспечить столь бесперебойную работу систем по доставке видео и рекомендаций, какую сейчас обеспечивает YouTube. Но если весь мир объединится, да даже если какая-то малая часть мира сделает это, мы сможем пошатнуть способность YouTube удерживать весь контент внутри себя.

TikTok не является адекватной заменой YouTube, поскольку сфокусирован на другом. И, если быть честным с читателем, то лично мне контент на TikTok абсолютно не жалко. Хотя, если существует кто-то, кто так же сильно переживает по поводу TikTok, как я по поводу YouTube, то рекомендация публиковать видео на других платформах и на своих сайтах держится и в случае с short form content.

RuTube появился примерно в то же время, что и YouTube. У него была органичная аудитория. Некоторые популярные авторы поначалу публиковали свои видео именно в нём. Например, тот же Мэддисон. Во ВКонтакте всегда дублировалась значительная часть видео, которые делали российские ютуберы. Грустно, что после лета 2024 года эти две платформы стали восприниматься лишь как пропагандистский рычаг. Отъём YouTube и рекламирование RuTube и ВК Видео воспринимать иначе, как навязывание, невозможно.

Но идея этих платформ вполне разумная и здравая. Почему бы не воспользоваться ресурсами государства, чтобы пошатнуть монополию YouTube? Я думаю, что как можно больше стран должны делать то же самое. Трудно критиковать RuTube за цензуру, поскольку, как уже было сказано выше, в YouTube она тоже есть, и её тоже много. Многие телеканалы и киностудии создают собственные сайты для публикации контента, это тоже правильно и хорошо. Университеты вроде МГУ и МФТИ организовывают площадки для публикации читаемых лекций. Есть различные порталы вроде Пαιδευμα, которые тоже помогают в борьбе против монополии YouTube. И я очень надеюсь, что в будущем этого будет только больше.

Существуют свободные аналоги YouTube — PeerTube и LBRY. Если кто-то не знал об этих платформах и так же, как я, переживает за судьбу контента на YouTube, то для вас это отличная новость! У них есть свои особенности, но в первую очередь эти платформы сфокусированы на приватности, селф-хостинге и снижении нагрузки на сервера при высоком трафике. Наверняка есть и другие интересные платформы, о которых я пока что не слышал. Invidious не считается, потому что это просто прослойка между пользователем и YouTube, но, возможно, было бы не лишним упомянуть о нём в этом посте.

Конечно, успех этих платформ и персональных сайтов зависит во многом от того, будут ли в действительности люди заходить на эти платформы и смотреть эти видео. Правда в том, что чем больше пользователей у сервиса, тем больше пользователей у сервиса. Причина, по которой все люди смотрят контент на YouTube, в том, что авторы загружают видео на YouTube. Причина, по которой авторы загружают видео на YouTube, в том, что все люди смотрят контент на YouTube. Но мы, как общество, в силах подойти к этой проблеме осознанно и сломать систему. Я верю, что мы победим монополию YouTube.

Следующим логичным шагом было бы создание поисковиков и индексеров, специализирующихся на поиске видеоконтента на разных сайтах и на рекомендательных системах. Как только такие сервисы начнут появляться, мы поймём, что победили YouTube.

Это был пост обоснованных опасений по поводу будущего видеоконтента в интернете и возможности его просматривать.

Январь 14, 2026

Поколение Гамма

Январь 19, 2026